С 1 марта вступят в действие новые правила, по которым Яндекс.Директ будет работать с клиентами. Теперь установленная общая комиссия в 13% будет выплачиваться только тем компаниям, чей оборот в Директе превысит 35 млн рублей. А стандартные 10% поисковый холдинг будет выплачивать только раз в квартал. Напомним, что ранее комиссия агентствам выплачивалась ежемесячно, а дополнительные 3% могло получить любое агентство, прошедшее специальную сертификацию. Кстати, уже в прошлом году Яндекс.Директ перестал выплачивать компаниям комиссию за крупных клиентов. Вот как комментирует ситуацию Анна Караулова, генеральный директор MediaGuru: «Новые правила приведут к тому, что все небольшие агентства будут получать от Яндекса 10%. Это — ниже прожиточного минимума для компаний. Как следствие, агентства частично перераспределят бюджет в пользу AdWords: агентства берут за Google 10-15% с рекламного бюджета, и клиенты, размещающие контекст, уже привыкли к этому. Снижение агентского возврата в некотором смысле прировняет Яндекс к Google. Второе следствие — введение дополнительных выплат по Яндексу для рекламодателей: клиентам агентств будет предложено оплачивать работу не только за AdWords, но и за Директ. То, что в 2012 году было исключением, в 2013 станет правилом. Изменением системы выплат агентского возврата Яндекс меняет рынок, это правда. Это очень серьезное изменение». Однако не все считают, что такая политика Яндекса не совсем правильна. По мнению отдельных представителей мира коммерции, рынок в любом случае придет к западным нормам работы без комиссии. Приведем слова Дмитрия Ковалева, генерального директора РА «Ковалевы», который считает, что в результате новой политики клиенты агентств выиграют: РА прекратят накручивать бюджеты, преследуя только собственную выгоду: «Данные изменения вполне ожидаемы и укладываются в логику последних действий Яндекса – увеличение порогов скидок для клиентов, закрытие договоров для мелких РА по схеме «без участия в расчетах», введение списка крупных клиентов, по которым не выплачивается/снижаются комиссионые и т.д. Рынок изменяется и Яндекс тоже, в ближайшее время вполне можно ожидать полной отмены комиссии для РА по контекстной рекламе, возможно, кроме медийного направления. В основном пострадают небольшие РА и агентства, конкурентное преимущество которых заключалось в ведении Яндекс Директа без дополнительной комиссии». Ну и в заключение приведем комментарий пресс-службы Яндекса: «Яндекс ежегодно переподписывает договоры с агентствами. Каждый год условия договора немного меняются – это естественно, так как меняется и уровень развития рынка интернет-рекламы, и условия работы на нем. Условия договора – это закрытая информация, и мы не готовы их обсуждать публично. Но в целом они направлены на поддержку агентств и профессионального рынка. Мы по-прежнему считаем, что, в отличие от западной модели, должны поддерживать заинтересованные в своем развитии агентства, предоставляя ресурсы для роста, разработки собственных технологий и повышения профессионализма. С Яндекс.Директом по-прежнему можно работать, не заключая договор, – будут предоставлены и доступ к агентскому интерфейсу, и необходимый для работы функционал. Что касается небольших агентств, то, действительно, компании, которые раньше получали от нас несколько тысяч рублей в месяц, теперь смогут рассчитывать на вознаграждение на начальном этапе только приложив собственные усилия и увеличив количество клиентов. Для региональных агентств мы разработали и сейчас внедряем специальную программу, направленную на активное привлечение клиентов и построение профессиональной работы с ними. Конечно, эти условия будут неудобны тем, кто хотел найти способ небольшого, но легкого заработка, и не заинтересован в долгосрочном построении и развитии своего бизнеса».