Монополия Amazon — реальность будущего?

Мы привыкли говорить об Ama­zon как о ритейлере. Это объяснимая ошибка. Ведь Ama­zon продает больше одежды, электроники, игрушек и книг, чем любая другая компания. В прошлом году из каждых 2 долларов, потраченных американцами онлайн, 1 доллар был потрачен на сайте интернет-гиганта. Еще в 2015 году большинство людей, желающих купить что-то онлайн, начинали с поисковиков. Сегодня большинство идет сразу на Ama­zon.

Однако рассматривая Ama­zon всего лишь как ритейлера, компании упускают из виду глубину угрозы, которую онлайн-гигант представляет для самой идеи открытого, конкурентного рынка.

Помимо продажи товаров, Ama­zon занимается еще множеством вещей: производит тысячи продуктов, от рубашек до влажных салфеток, выпускает популярные фильмы и телешоу, доставляет заказы из ресторанов и предлагает кредиты. Однако Джефф Безос представляет миссию своей компании гораздо глобальнее. Его видение Ama­zon — управление базовой инфраструктурой экономики.

Сайт Ama­zon уже является доминирующей платформой электронной коммерции. Его отдел Web-сервисов контролирует 44 процента облачных вычислительных мощностей в мире, которые используют все, от Net­flix до центрального разведывательного управления. Недавно компания создала обширную логистическую инфраструктуру для доставки своих и чужих заказов.

У организаций, которые хотят выйти на рынок, больше нет выбора, кроме как ездить на рельсах Ama­zon. С помощью программы Prime и голосового помощника Alexa Безос заманивает все больше американских домохозяйств делать заказы онлайн.

Большинство членов Prime уже не сравнивают предложения Ama­zon с условиями других магазинов. Это заставило конкурентов всех размеров — от крупных брендов, таких как Lev­i’s, до небольших производителей отказаться от идеи контактировать с потребителями напрямую. Вместо этого они вынуждены располагаться на платформе Ama­zon, чтобы продавать свои товары.

Ama­zon пользуется этой зависимостью, чтобы диктовать поставщикам свои условия и цены. Кроме того, ритейлер использует собранные данные от компаний, продающих товары на его платформе, чтобы ослабить их как конкурентов.

Компания, разработавшая популярный продукт и использующая сайт Ama­zon для выхода на рынок внезапно может обнаружить, что Ama­zon представил практически идентичную версию товара и дал ему первую строчку в поисковой выдаче. Одно исследование показало, что после того, как ритейлер становится продавцом на Ama­zon, спустя недели компания Безоса переносит его наиболее популярные товары в собственный ассортимент.

Являясь одновременно ритейлером и площадкой для других продавцов, Ama­zon пользуется своим оружием для вымогательства у поставщиков. Недавно компания Джеффа Безоса сдала полиции фальсификаторов, которые продают поддельные кроссовки Nike, чтобы заставить Nike впервые представить полную линейку своих продуктов на Ama­zon.

Стремительно развиваясь, Ama­zon позиционирует себя властелином мира. Онлайн-коммерция перестает быть рынком во всех смыслах этого слова. Она становится ареной частного собственника, где одна компания устанавливает правила, по которым мы можем обмениваться товарами друг с другом.

Инвесторы полностью осознают последствия этого. Как сказал венчурный капиталист Кремниевой Долины Chamath Pal­i­hapi­tiya в прошлом году, Ama­zon является “скрытой мульти-триллион-долларовой монополией”. Эта оценка объясняет, почему Уолл-Стрит не добавляет стоимость акций Ama­zon до уровня, который имеет мало отношения к ее текущей прибыли. Инвесторы присматриваются к грядущим перспективам возвращения монополия-стиля.

Инвесторы понимают, что в будущем это примет более четкую форму. Когда Ama­zon объявила о своем намерении купить сеть Whole Foods, в первые часы после новости акции интернет-ритейлера выросли в цене почти так же, как стоимость покупки ($13,4 млрд). Это означает, что приобретение существенно окупило себя.

Инвесторы видят в Ama­zon то, что не до сих пор не удалось понять федеральным антимонопольным регуляторам. И сделка с Whole Foods, требующая Федерального одобрения, будет новым тестом. Если регуляторы посмотрят на интернет в обычных условиях, они могут решить, что он должен идти вперед. Ведь офлайн-продажа продуктов – это рынок, отдельный от онлайн-покупок, и что сделка даст Ama­zon только скромную долю индустрии супермаркетов. Но это аналоговое понимание торговли.

Мы стремительно движемся к миру, в котором границы между онлайн и офлайн-магазинами стираются, и большая часть торговли будет, так или иначе, связана с цифровыми технологиями.

Покупка Whole Foods поможет Ama­zon расширить контроль над торговлей. Это обеспечит новый поток больших данных, позволяющих гиганту e‑commerce отслеживать действия как онлайн, так и офлайн-клиентов. Недавно компания подала патент на технологию, которая не даст покупателям сравнивать цены с конкурентами, блокируя телефоны клиентов.

С покупкой Whole Foods Ama­zon также получит сеть складов для свежих продуктов, которые он сможет использовать, чтобы быстро стать единственным жизнеспособным продуктовым онлайн-продавцом. Кроме того, 460 магазинов Whole Foods имеют отличное месторасположение, что нужно для “последней мили” доставки.

Это важный момент, поскольку управление инфраструктурой логистики, позволяющей быстро доставлять заказы «до двери» является ключевым компонентом поддержания монополии в e‑commerce. Ama­zon сможет преуспеть в ослаблении UPS и FedEx, и это нанесет вред другим интернет-магазинам, сделав их зависимыми от своего крупнейшего конкурента в сфере доставки товаров.

Джефф Безос делает покупки в Ama­zon настолько легкими, что мы не замечаем, как компания захватывает всю коммерцию и базовую инфраструктуру экономики. И скоро не будем замечать, во сколько это доминирование нам обходится.

Ama­zon будет иметь беспрецедентную власть и руководить нашим выбором. Попросите помощника Alexa заказать вам батарейки, и вы не получите возможность выбрать Дюраселл или Энерджайзер, вам отправят фирменные аккумуляторы Ama­zon. Просмотрите список книжных бестселлеров, и вы увидите множество книг, изданных компанией Ama­zon. Проштудируйте “клиенты также купили”, и алгоритмы Ama­zon покажут свою продукцию, даже если она далеко не лучшая.

Желание Ama­zon купить сеть Whole Foods – тревожный звонок. Американские антимонопольные политики перестали следить за ситуацией, и большие технологические монополии воспользовались этим, чтобы захватить власть. Как сказал сенатор Джон Шерман, соавтор Антимонопольного закона, в 1890 году, “если мы не готовы терпеть короля как политическую власть, то не должны терпеть королей производства, транспортировки и продажи необходимых для жизни вещей”.

Читайте также: Новая стратегия поможет Ama­zon стать лидером в офлайн-торговле?

Источник: Moth­er­board

0 0 vote
Рейтинг

emagnat

Публикации онлайн журнала об интернет-торговле Emagnat Авторы: Игорь Зельманов, Евгения Власова, Екатерина Яковлева, Василий Эдмунт, Анна Зябрева, Юрий Москвин, Юрий Кудренко, Ольга Шостак, Алена Яркова, Иван Серебренников

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments