Как составить бизнес-план?


Любой проект требует грамотного бизнес-планирования. Бизнес-план — это документ, который помогает определить ближайшую перспективу, наметить основные цели, статьи затрат и сроки получения прибыли, анализирует трудности, с которым может столкнуться компания, описывает способы решения возможных проблем. Кому он нужен? Практически всем, кто причастен к бизнесу:

инвесторам, кредиторам, банкам
владельцу предприятия
сотрудникам
партнерам.

Составление бизнес-плана — один из самых важных этапов в каждом проекте. Правильный план дает ответ на важнейший вопрос: “Есть ли смысл вкладывать деньги в развитие этого проекта? Стоит ли он вложенных сил и средств?”.
Кто должен составлять бизнес-план?

Писать бизнес-план должны люди, ответственные за реализацию этого плана. То есть первые лица компании, руководители, лидеры. 
Консалтинговая фирма также составит этот документ грамотно. Правда, услуги экспертов стоят немало, от тысячи долларов, поэтому есть смысл составить план самому.

Основное предназначение бизнес-плана

он помогает рассчитать перспективы развития рынка сбыта товаров или предоставления услуг 
построить стратегию развития проекта с нуля 
зафиксировать показатели, по которым можно будет оценивать положение дел бизнеса в будущем 
сделать методы регулирования состояния компании

На сколько времени составляется бизнес-план?
Поскольку в этом документе оцениваются и излагаются перспективы, сделать его следует на 3–5 лет вперед. При этом на первый год основные показатели должны быть зафиксированы помесячно, на второй — поквартально, далее — погодично. Учтите, что с сегодняшними колебаниями экономических условий бизнес-план составляют с учетом будущих корректировок под существующие реалии.
Как самостоятельно создать хороший бизнес-план: пошаговая инструкция

Важно понимать, что каждый бизнес имеет свою специфику. Поэтому не существует универсального, стандартного плана, который может послужить образцом для всех случаев. Есть общие принципы составления бизнес-плана, примерная система, от которой можно отталкиваться.
У правильно составленного бизнес-плана сложная система. Он должен включать информацию от старта бизнеса до момента выхода на стабильные показатели, быть понятным всем, кто его прочтет: инвестору, финансисту, потенциальному партнеру и т.д.
Бизнес-план должен быть емким и лаконичным. Но если надо раскрыть суть возможных проблем и их решений, можно углубиться и сделать свой план расширенным. Оптимальное количество страниц — 40–70 (зависит от проекта). Все остальное следует вынести в приложения к бизнес-плану.
Основные позиции документа:

титульный лист
аннотация
меморандум о конфиденциальности
резюме
бизнес-план.

Рассмотрим каждый пункт подробно и узнаем с чего начать написание бизнес-плана.
Титульный лист (1 страница)
Содержит название компании или ФИО предпринимателя, контактные данные. Оформляйте титульный лист аккуратно, используйте стандартные шрифты.
Аннотация (1 страница)
Это письменное обращение коротко отвечает на вопросы: кто, что, почему, когда, где и как. Содержит выжимку из бизнес-плана: суть проекта и место его реализации, результат воплощения плана, общую стоимость проекта, необходимые финансовые ресурсы, срок выхода на окупаемость бизнеса, ожидаемую среднегодовую прибыль, условия участия инвестора/кредитора, гарантии по возврату инвестиций.
Меморандум о конфиденциальности (1 страница)
Его цель — проинформировать всех, кто читает документ, о конфиденциальности полученной информации, а также запрещает копировать, воспроизводить и распространять третьим лицам бизнес-план или его фрагменты.
Резюме бизнес-плана (1–3 страницы)
Большинство потенциальных партнеров, кредиторов и инвесторов будут принимать решение о финансировании проекта, исходя из прочитанного в резюме. Эта часть бизнес-плана содержит выводы, она является результатом всего-бизнес-плана. Составляется в последнюю очередь, но размещается в самом начале документа. Резюме должно информировать читателей о:

целях проекта
сути бизнеса
кто является клиентом компании
основные отличия от конкурентов
почему продукт/услуга может заинтересовать потребителей
источники финансирования
уровень рентабельности
объемы реализации
условия возврата инвестиций

Тот, кто читает резюме, уже с первых слов должен убедиться в экономической эффективности проекта.
В составлении резюме бизнес-плана избегайте избытка специальных терминов, используйте доступный язык изложения. Пусть ваше резюме будет простым и лаконичным. Терминология пойдет дальше, в специализированных разделах бизнес-плана.
Бизнес-план (35–60 страниц)

Цели и задачи: идея бизнеса, каких результатов хотите достичь. 
Продукт, услуга: уникальность, применение, лицензия, патент. 
Анализ рынка сбыта: покупатели, конкуренты, объем рынка. 
Маркетинговый план: пути реализации товаров/услуг, способы стимулирования продаж, реклама, PR, ценообразование. 
Производственный план: помещение, оборудование, поставка материалов, работа с субподрядчиками. 
Управленческий персонал: характеристика (образование, стаж работы), вознаграждение. 
План по работе с кадрами: наем, развитие, наращивание квалификации. 
Необходимые ресурсы: объем, источники, условия и сроки возврата. 
Правовое обеспечение деятельности предприятия: форма собственности, правовой статус. 
Подробный финансовый план: прогноз объема продаж и прибыли, себестоимость товаров/услуг, оценка возможных убытков, годовой баланс компании. 

Итак, бизнес-план необходим для любого бизнеса — малого, среднего и крупного. Поэтому нужно научиться правильно его составлять или поручить эту задачу экспертам.
Перед тем, как написать свой бизнес-план, изучите грамотный пример готового плана. Образец может также и вдохновить вас в работе над своим документом. Подойдите к составлению бизнес-плана творчески, не бойтесь проявить себя и свою индивидуальность. И да — пишите в хорошем расположении духа 🙂



Источник

OS

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять