Как сделка между Amazon и Whole Foods повлияет на розничную торговлю

Думаю, все уже прочитали и восхитились самой большой сделкой в истории Ama­zon — приобретением популярнейшей сети органической еды в США Whole Foods за $13,7 млрд. Для российского обывателя это можно было бы сравнить с гипотетическим приобретением сети «Азбука вкуса» со стороны Ozon.ru.

Аналитики уже активно изучают последствия этого события. Ну а я, глядя на это с любительского кресла, не могу не отметить это эпохальное событие в разрезе цифровой экономики и цифрового ритейла.

Прежде чем перейти к последствиям самой сделки, стоит вспомнить, как вообще феномен Ama­zon повлиял на индустрию ритейла. Об этом я имел честь рассказывать в том числе на открытии недавней конференции «Ведомостей».

Капитализация и рост Ama­zon больше, чем у крупнейших ритейл-сетей вместе взятых:

Ama­zon, являясь изначально полностью цифровой компанией, сумела за время своего существования радикально повлиять на всю индустрию. Речь идет не только о росте и рыночной капитализации, но и внутренних показателях вроде маржинальности.

Изменения маржинальности крупнейших ритейлеров с 2010 по 2015 гг:

Итогом такого радикального изменения ландшафта стало уменьшение текущих сетей и полное исчезновение некоторых из них, например, книжных магазинов Bor­ders.

Динамика закрытия магазинов на начало 2017 года:

Со времен битвы с книжными магазинами Ama­zon вошел практически во все секторы экономики — фильмы и развлечения, одежду и обувь, электронику и, конечно, еду (Ama­zon Fresh).

Всё это сопровождалось цифровизацией каждого элемента торговой цепочки — от складской сортировки до доставки дронами, от управления логистикой товаров до покупки в один клик (на который у Ama­zon даже есть патент, который скоро должен закончиться). Думаю, вы слышали о планах компании открыть полностью цифровой магазин без продавцов и касс.

И вот компания анонсирует крупнейшее приобретение в своей истории — Whole Foods. Одна только новость об этом отразилась на других игроках рынка в прошедшую пятницу на -$22 млрд.

Изменение рыночной капитализации крупнейших сетей супермаркетов за 16 июня:

Кроме непосредственного бизнеса сети Whole Foods, Ama­zon получает в свое распоряжение около 400 выгодно расположенных торговых точек. Whole Foods всегда позиционировался в достаточно премиальном сегменте, что требовало соответствующего географического положения магазинов.

Что же мы видим:

  • Ama­zon врывается в настоящий офлайн-ритейл. Ранее всё сводилось скорее к экспериментам, включая небольшие книжные магазины.
  • Ama­zon имеет возможность зайти в премиум-сегмент, позиции в котором у него никогда не были особенно явными и сильными.
  • Конкуренты, до этого активно сотрудничавшие с Whole Foods в сфере доставки, напряглись.
  • Ama­zon может использовать торговые точки в «лакомых» местах для своего многовекторного бизнеса.
  • Традиционный ритейл пытается отвечать на всё новые вызовы усилением цифровизации.

По последнему пункту сейчас единственным серьезным «традиционным» конкурентом можно назвать Wal­mart. Несмотря на ослабление позиций за последнее десятилетие, компания продолжает стоить больше $200 млрд и не скупится на инвестиции в цифровые компании и технологии.

В частности, она купила Jet.com за $3 млрд и стала интегрировать её технологии в основной бизнес. Кстати, весь Jet.com с самого начала построен на «облачной» платформе Microsoft Azure. А в тот же день, 16 июня, Wal­mart заявила о приобретении Bono­bos — развивающегося онлайн-ритейлера по продаже мужской одежды.

Именно в динамике развития Ama­zon и Wal­mart лично я вижу отражение всего ритейл-бизнеса: или ты становишься цифровой компанией, или другая цифровая компания «съест» твой бизнес. Такой закон джунглей сегодня становится нормой практически в каждой индустрии.

Источник: VC.ru

0 0 vote
Рейтинг

emagnat

Публикации онлайн журнала об интернет-торговле Emagnat Авторы: Игорь Зельманов, Евгения Власова, Екатерина Яковлева, Василий Эдмунт, Анна Зябрева, Юрий Москвин, Юрий Кудренко, Ольга Шостак, Алена Яркова, Иван Серебренников

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments