И как их успешно пройти
Мы не будем углубляться в технические детали создания сайта. Нет, речь пойдет о другом, об электронной коммерции как бизнесе, о том, что нужно знать на старте, как избежать типичных ошибок. А также о том, что, помимо развития собственно интернет-магазина, придется заниматься развитием самого себя – как специалиста, как предпринимателя.
Нужно четко делить свои действия – что я делаю для развития своего бизнеса, а что я делаю для развития себя, для накопления опыта.
Несколько предваряющих советов —
ЧЕГО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ В НАЧАЛЕ
1. Не надо снимать офис для работы. Вполне можно работать дома. И даже когда появятся нанятые сотрудники, они тоже могут работать дома. Офис потребуется тогда, когда вы почувствуете, что без офиса работать получается менее эффективно.
2. Не надо брать кредит. 95% всех неудачных бизнесов начиналось с того, что брали кредит, снимали офис, нанимали сотрудников, а продавать не научились. В результате – долги, а то и продажа квартиры и прочие неприятности. И стойкое отвращение к бизнесу.
3. Не надо покупать готовый интернет-магазин. Не имея опыта, вы не сможете оценить его перспективы, не сможете грамотно им управлять, поскольку в нем воплощен неведомый вам чужой замысел. Есть риск, что чужой интернет-магазин не станет «родным» – он будет оставаться непонятным «черным ящиком». Кроме того, надо иметь в виду, что интернет-магазин продается в одном из двух случаев – когда дела идут совсем плохо (а зачем вам такой магазин?) или когда интернет-магазин создан программистами специально для продажи (а значит, за ним не стоит никакого бизнеса).
4. Не надо использовать сложные программные платформы для интернет-магазина. На начальном этапе лучше выбрать не коммерческие платформы (1C-Битрикс, UMI.CMS или Amirо.CMS) и тем более не свободно-распространяемые платформы (Joomla, Drupal или WordPress). На этапе создания вы просто не знаете, что вы хотите.
Этапы развития интернет-магазина
(чтобы знать предстоящие шаги, а не биться головой о возникающие препятствия)
Этап 0. Кристаллизация намерения. Заказов 0, длительность – от нескольких месяцев до нескольких дней. Сбор информации, шараханье от одной идеи к другой, поиск самого правильного движка для интернет-магазина («битрикс – отстой, он же тормозит», «Joomla – круче всех. – Что? Это движок для лохов!» «Все CMS – полное г… Все крутые интернет-магазины пишутся на Ruby!») и т.п. ерунда).
Этап кристаллизации завершается, когда определено товарное наполнение будущего интернет-магазина, и сделан выбор, кто и как будет делать сайт.
Этап 1. Магазин одного курьера. Заказов 5-20 в день, длительность этапа от полугода до 2 лет. Сайт работает, товары размещаются, даже фото товаров имеются, найдено несколько поставщиков, заказы принимаются, хотя и случаются не каждый день. Кроме владельца, который занимается всем, постоянных сотрудников либо нет, либо есть приятель-программист, который помогает управлять интернет-магазином. Каждый новый заказ – это стресс, звонки к поставщику о наличии товара, бегом покупать, потом теми же ногами – к клиенту. Платятся чувствительные суммы за SEO и контекст, но что они приносят – неизвестно. Постоянная нехватка денег, долги поставщикам, зависшие товары, купленные впрок, и прочие неприятности. В первые полгода жизни магазина важны только контакты с поставщиками, работающая реклама и постоянный оборот денег.
По мере накопления опыта появляется возможность задуматься о дальнейшем развитии интернет-магазина, ассортиментном наполнении и шагах по увеличению оборота. Ведь не ради дохода в 50 тыс. рублей в месяц вы затевали этот бизнес.
Этап 2. Малый бизнес. Заказов от 50 до 100 в день, длительность этапа – от 2 до 5 лет. Снят офис – он же склад, в офисе работают 3-5 человек, функции между сотрудниками распределены, но каждый может заменить другого. Сайт полностью переработан, внедряются системы управления складом. Заказами, ведется бухгалтерия, платятся налоги. Имеется база постоянных клиентов, устоявшаяся ассортиментная ниша. Некоторая часть ручной работы автоматизирована, но ручной работы по-прежнему много. Реклама ведется более осмысленно, с оглядкой на результативность. Разведаны большинство каналов продвижения. Владелец интернет-магазина, расставшись с партнерами, постепенно отходит от непосредственного участия в оперативной работе, и занимается в основном менеджментом своего небольшого коллектива, разруливанием критических ситуаций и развитием своего бизнеса. Доходов хватает на то, чтобы ездить в отпуск за границу, купить машину, но… совершенно непонятно, как перепрыгнуть на следующий уровень и зарабатывать на порядок больше зарплаты на последнем месте работы.
Этап 3. Средний бизнес. Заказов от 300 до 8оо в день. Команда составляет 20 – 50 человек. Появляется организационная структура, отделы, специализация между сотрудниками, планирование и отчетность. Владелец интернет-магазина сосредоточен на контроле, управлении, мотивации сотрудников. Все большее число функций делегируется сотрудникам. Круг общения внутри компании – руководители отделов. Большой объем внешнего общения. Перерабатывается большой объем информации о менеджменте, маркетинге, оптимизации бизнес-процессов. Происходит рост предпринимательского уровня, появляются новые идеи и проекты, которым уже тесно в рамках прежнего интернет-магазина. Клиентская база становится настолько большой, что активизация повторных заказов дает не меньше, чем привлечение новых покупателей.
Этап 4. Большой интернет-магазин. Заказов 2-3 тысячи в день. В коллективе 100-200 человек. Там, где раньше справлялся 1 специалист, выросли целые подразделения. Половину сотрудников владелец не знает в лицо. Появляются признаки бюрократизации в управлении. Финансовая и управленческая отчетность, бюджетирование и планирование отнимает все большую долю рабочего времени в компании. Владелец интернет-магазин полностью исключает свое участие в оперативной деятельности интернет-магазина, и сосредотачивает свое внимание на подборе лучших кадров, стратегическом управлении и расширении бизнеса.
На каждом этапе возможны 3 варианта развития:
1. Банкротство и выход из бизнеса (90-95%)
2. Стабилизация на уровне, достаточном для удовлетворения материальных потребностей и амбиций владельца интернет-магазина (5-7%)
3. Переход на следующий этап развития (1-2%)
Доступной широкой статистики на эту тему нет, цифры условны, но достаточно правдоподобны.
Как оказаться в числе 1-2% счастливчиков?
- Постоянно развивать себя как предпринимателя – регулярно общаться с предпринимателями, имеющими успешный бизнес (желательно – на порядок крупнее собственного), читать книги успешных бизнесменов.
- Вести постоянный учет, анализ и планирование собственных действий и деятельности интернет-магазина.
- Расти быстрее рынка, то есть не на 40%, а на 100-150% в год.
- Сосредоточить основные усилия на развитии бизнеса, а не упиваться текучкой оперативной работы.
- Постоянно стремиться к минимизации ручного и непроизводительного труда в компании, не допускать безудержного роста численности персонала.
- Смирять свое эго и постоянно учиться.
- Вовремя замечать признаки стагнации, выявлять и устранять узкие места, возникающие в силу неравномерности развития подразделений и программных систем в компании, находить адекватные шаги для дальнейшего роста.
© 2011-2012
Права на материал защищены, принадлежат Игорю Зельманову и онлайн-журналу eMagnat. Копирование без письменного согласия редакции eMagnat запрещено.
Подпишитесь на обновления