Автоматизации – благо или зло для электронной коммерции?

И складывающаяся в индустрии электронной коммерции ситуация является ярким подтверждением тому, что, когда “вкалывают роботы, а не человек”, армия безработных только растет. Взять хотя бы Ama­zon. Компания заменила курьеров автономными дронами, сотрудников службы техподдержки и специалистов по продажам – чат-ботами, а также запустила магазин без кассиров.

В качестве примера можно привести и стальную промышленность. Как сообщает издание The New York Times, только в Штатах в период между 1962 и 2005 гг. этот сектор потерял 400 тыс. человек (или 75 процентов рабочей силы). Причиной массовых сокращений стала новая технология под названием min­imill (малогабаритный фрезерный станок).

Но вернемся к Трампу и его оппонентам на ноябрьских президентских выборах в США. Интересно, что ни один из кандидатов не разглагольствовал об автоматизации. Технология – не такой удобный злодей, как заваливающий весь мир дешевым импортом Китай или изобилующая потенциальными иммигрантами Мексика. Напротив, тот же Трамп уже после избрания заявил, что будет всячески поддерживать высокотехнологические компании в Соединенных Штатах, которые внедряют невероятные инновации – в том числе и в области автоматизации.

Являясь бизнесменом, Трамп прекрасно понимает, что у роботов есть множество неоспоримых достоинств перед работниками из числа представителей рода человеческого: они всегда вежливы, никогда не уходят в отпуск и не болеют, не опаздывают и не стареют. К тому же, взяв на работу робота, работодатель не рискует угодить в суд по обвинению в дискриминации по половому или расовому признаку – как несколько раз случалось с новоизбранным президентом США.

Справедливости ради следует отметить, что в прошлом истории, связанные с автоматизацией производства, в большинстве своем имели в целом счастливый конец: приводя к упразднению одних рабочих мест, автоматизация создавала новые вакансии (на смену фрезеровщикам пришли специалисты по программированию станков с ЧПУ). Но некоторые эксперты начинают беспокоиться о том, что на этот раз все может сложиться иначе: ручной труд может стать пережитком прошлого, а большинство людей без высшего образования – безработными.

Неудивительно, что в опубликованном на днях американскими властями отчете об автоматизации и экономике содержался призыв к более качественному образованию с раннего детства, а также к обновлению системы социальной защиты для взрослых с помощью прогрессивных инструментов, таких как страхование заработной платы.

Прогресс в области автоматизации влияет не только на ручной труд. Как уже отмечалось выше, компьютеры быстро учатся делать работу некоторых белых воротничков (вспомним чат-ботов Ama­zon) и сотрудников предприятий сектора обслуживания (вспомним новый магазин Ama­zon).

На самом деле, согласно опубликованному в июле 2016 года докладу консалтинговой компании McK­in­sey, уже существующие технологии позволяют автоматизировать 45 процентов работ, за выполнение которых люди получают зарплаты. Люди, профессии которых требуют творческого подхода, специалисты по управлению кадрами или уходу наименее подвержены риску лишиться работы.

Сведения, мягко говоря, неутешительные – как для простых обывателей, так и для владельцев небольших интернет-магазинов, которым не хватает денег, чтобы тягаться с грандами вроде Ama­zon в области внедрения инноваций. Ведь постоянно увеличивающаяся армия безработных из-за автоматизации вряд ли поможет небольшим интернет-магазинам преумножить клиентскую базу и заработать. А неспособность вовремя внедрить передовые технологии автоматизации сделает подобные предприятия менее конкурентоспособными по отношению к мега-корпорациям.

0 0 vote
Рейтинг

emagnat

Публикации онлайн журнала об интернет-торговле Emagnat Авторы: Игорь Зельманов, Евгения Власова, Екатерина Яковлева, Василий Эдмунт, Анна Зябрева, Юрий Москвин, Юрий Кудренко, Ольга Шостак, Алена Яркова, Иван Серебренников

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments